Крым: прошлое и настоящее. Мекка писателей и поэтов

 

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Пушкин в Крыму


В Крыму немало мест, связанных с пребыванием великого русского поэта А.С. Пушкина, его имя носят улицы, школы, библиотеки. Пушкин посетил Крым еще совсем молодым человеком, во время своей первой ссылки за вольнолюбивые стихи в 1820 году. Вот как поэт рассказывал об этом в своих письмах: «С полуострова Тамань, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Морем приехали мы в Керчь. Здесь увижу я развалины Митридатова гроба, здесь увижу я следы Пантикапеи, думал я...» И дальше: «Развалины Пантикапеи не сильно подействовали на мое воображение. Я видел следы улиц, полузаросший ров, старые кирпичи — и только».


Балаклава. Литография К. Боссоли, 1856 год


Пушкин тогда путешествовал вместе с семьей генерала Н.Н. Раевского. Из Керчи путники отправились в Феодосию, а оттуда на морском судне в Гурзуф. Необычайная красота крымского побережья произвела на поэта такое сильное впечатление, что он тотчас же взялся за перо:

Волшебный край, очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса,

И струй и тополей прохлада...


Здесь Пушкин написал несколько прерасных элегий и начал поэму «Кавказский пленник». По собственным словам в Гурзуфе он провел «счастливейшие минуты жизни». «Я любил, - признавался он в письме, - проснувшись ночью, слушать шум моря, и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое уторо я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». До сих пор в Гурзуфе в Пушкинском парке хранится «пушкинский кипарис», на берегу имеется грот Пушкина, а узкая скалистая тропа, вьющаяся по склонам горы Аю-Даг, называется Пушкинской.

Памятник Пушкину в Гурзуфе


После Гурзуфа Пушкин и Раевские посетили Бахчисарай. «Вошед во дворец, - заметил поэт в другом своем письме, - увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает». Этот иссохший фонтан, а также ханский дворец с гаремом привели поэта в романтическое настроение: здесь он задумал свою поэму «Бахчисарайский фонтан».


В 1825 году по дороге на Кавказ полуостров посетил другой знаменитый поэт А.С. Грибоедов. В письмах брату он жаловался: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат: нуль. Ничего не написал...».



Спустя немного на Сакском курорте, где тогда находилась единственная на полуострове грязевая лечебница, побывал Н.В. Гоголь. «Был в Крыму, где пачкался в минеральных грязях», - заметил автор «Мертвых душ» и «Тараса Бульбы».


Свои «Крымские сонеты» Адам Мицкевич написал под впечатлением двухмесячного путешествия по полуострову. Он посетил Бахчисарай, Алушту, Балаклаву, Байдарскую долину и мыс Тарханкут. В сонетах воспевается удивительная крымская природа.

«Я видел Крым! - восклицал польский поэт. - Я видел Восток в миниатюре».



Совсем в другом, грозном и суровом, виде предстает Крым в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, который побывал на полуострове трижды. Первый раз, еще молодым артиллеристом, он стал свидетелем и участником Севастопольской обороны во время кровопролитной Крымской войны 1853-1856 гг., когда против России выступила не только Османская империя, но и коалиция европейских держав. Главное внимание писатель уделил подвигу российских солдат, сражавшихся с превосходящими силами противника, а не красотам крымской природы.




Отшумела война, и Крым вновь стал источником вдохновения русских писателей и поэтов.


Продолжение следует...


Источник: Деревенский Б.Г. Крым: прошлое и настоящее. - СПб. - 2015. - 96 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Растения из Красной книги России. Белладонна

Новогодние сказки. М. Дружинина «Самая счастливая елочка»

«Мужество, доблесть и слава остаются в веках!»