Декада «Памяти и добра». Дети войны


#дети_войны #БиблиоМинВоды #библиотекиМГО #библиотека #МинеральныеВоды #Левокумка

 

Дети войны

Воспоминание  жительницы с. Левокумка Вышкворок Веры Терентьевны (Черныховской) о войне

 

«...Жили мы в Спасском. Отец работал в военкомате и во время войны его куда-то переправили на службу.  И мы уже без отца, мать с нами тремя, бежала от немцев. Приблизительно начало 42 года... И вот помню ехали мы на бричке, обоз длинный, люди все ехали кто с коровой, кто собакой. Сестра Света была маленькая... Потом налетели самолёты, нас стали бомбить, и я помню мы побросали все брички, на которых ехали и побежали в лес, бежали, бежали и помню, прыгнули в  яму какую-то, всё, больше ничего не помню.

 

Далее  мы очутились в Хачмазе, это где-то, где турки живут, и мы там остановились. Хатёнка у нас была однокомнатная, и я там сильно заболела малярией. Было очень трудно, все думали что я не выживу, вот лежу на одной стороне, эта налилась, перекладываюсь на другую, та налилась, и так все время. И помню, что отец меня на руках куда-то носил,  оказывается к фельдшеру, мне назначали пить йод  по 1 капле, ну и в общем я отошла.

 

Помню, что мы сидели в комнате, а там за окном верблюды паслись. Потом уже я больше ничего из этого не помню, ни как вернулись, ничего. Уже я помню как мы вернулись в Спасское, и там я опять заболела и бабушка моя засовывала меня в печку, которая была сложена во дворе, в ней хлеб пекли, чтобы над золой дышала, и вот так меня лечили. Был  большой сад и там росли баргомоты, это такие груши, огромные, вкусные. Но это уже было после войны, 46 год.

 

Я помню как Сталин каждый год давал снижение  цен на продукты, мануфактуру, хоть по копейке но давал, и мы радовались. Жили мы бедно, бегали летом босиком, обувки у нас не было. Вот помню перед школой, в 47 году  моя мать на ярмарке купила мне ботинки в школу, я  была очень рада.

Хорошо помню как я поступила в школу.  Мне было 6 лет, я гуляла на улице, и мимо проходила женщина, которая  составляла список учеников в школу,  и вот меня записывает, а я говорю, что мне только 6. А она говорит ну ничего, и вот таким образом, я попала в школу. Так получилось, что почти каждый год я меняла школу. Училась не сказать чтобы отлично, но хорошо училась.  

 

После войны жили мы бедно, хлеба не было. Еще до школы было: мать где-то пшеницы достала и высыпала в шкаф, не знаю почему, он был пустой и там ничего не висело в этом шкафу. Так вот, набивали мы карманы этой пшеницей, помню как мы ходили за щавлем, который не кислый, а конский, мама щавля порежет, пшеницу намелет, мы тоже  мололи, и оладушки пекли. Мама по одному оладушку нам давала, вот помню я свой съела, а Света вечно все берегла, сразу не ела, и мы своё съедим и просим, ну дай немножко, дай кусочек, а она не давала, не давала, то даст уже не помню, ну что там один оладушек наешься что ли, помню мать наварит борща, а хлеба нет. Потом мама работала на маслозаводе,  приносила ведро масла и сыр крученный, обрезки не соленые а сладкие, вот этим мы и питались, ели без хлеба, руками, было дело вот так.

 

Помню отец, вот не знаю почему, но больше всех меня любил, придет на обед, а дома есть нечего, он меня берет за руку и ведет в столовую. Брал мне кашу, то  суп, вот так мы обедали.  А потом он шел на работу, а я домой.   Валю и Свету он почему-то не брал. Ну что еще рассказать, вот войну я не помню, только как эвакуировали и все и нас бомбили».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Растения из Красной книги России. Белладонна

Новогодние сказки. М. Дружинина «Самая счастливая елочка»

«Мужество, доблесть и слава остаются в веках!»